Содержание → НАРЦИССИЗМ → Часть 2
Часть 2. Глава 15.
По этому вопросу в психоаналитической теории не существует единой точки зрения. Можно предположить, что Я складывается одновременно и параллельно со становлением схемы тела, причем формирование такого единства ускоряется, если собственнное Я субъекта складывается по образу другого человека. Тогда нарциссизм – это страстная любовь объекта к этому образу. Жак Лакан обнаружил соответствие между начальным моментом в формировании Я и исходным нарциссическим опытом, так называемой стадией зеркала* (7). С этой точки зрения, определяющей Я через его самоотождествление с образом другого человека, нарциссизм, даже „первичный“, не есть состояние, лишенное интерсубъективного отношения, но, напротив, интериоризация такого отношения. Такова фрейдовская трактовка нарциссизма в „Скорби и меланхолии“ (Trauer und Melancholie, 1916), где речь идет о „нарциссическом (само)отождествлении“ с объектом (8).
Однако во второй теории психического аппарата мы уже не встречаем у Фрейда этих идей. На их место встает противопоставление первичного (необъектного) нарциссического состояния объектным отношениям. Это изначальное состояние, или первичный нарциссизм, отличается полным отсутствием отношения к окружению, слитностью Я и Оно: его прообразом служит внутриутробная жизнь, более или менее точно отображаемая в снах (9).
Идея более позднего нарциссизма, связанного с формированием Я через (само)отождествление с другими людьми, не исчезает, однако это состояние называется уже не „первичным“, а „вторичным“ нарциссизмом (10а). „Нарциссизм Я – это вторичный нарциссизм, извлеченный из отношения к объектам“ (l0b). Эти глубокие изменения во взглядах Фрейда происходят одновременно с введением понятия Оно* как отдельной инстанции, из которой путем дифференциации возникают другие инстанции, с пересмотром понятия Я*, при котором акцент ставится не только на его порождение в результате ряда (само)отождествлений, но и на его особую приспособительную функцию, наконец, со стиранием различий между автоэротизмом* и нарциссизмом. Если понять эти идеи буквально, мы столкнемся с тем, что противоречит опыту, – с утверждением, будто восприятия новорожденного лишены окна во внешний мир, и тем самым с наивной идеалистической апорией, осложненной моментом „биологизма“: а как тогда перейти от самозамкнутой монады к постепенному признанию объекта?
Закладки
- Само понятие зашиты, особенно при неограниченном…
- Психический аппарат получает возбуждение в результате…
- Нем. : Objektbeziehung. – Франц. : relation d'objet.…
- Нем. : Objektwahl. – Франц. : choix d'objet. –…
- Что же касается термина «вытеснение», то он не теряет…
- Анализируя понятие влечения, Фрейд, как известно,…
- Нем. : Lust-Ich – Real-Ich. – Франц. : moi-plaisir…
- Нем. : Unterbewusste, UnterbewuЯtsein. – Франц. :…
- Нем. : psychischer Konflikt. – Франц. : conflit…
- Нем. : Ich. – Франц. : moi. – Англ. : ego.…
- Нем. : Vorstellungsreprдsentanz или – tant. –…
- д) Субъект отождествляет себя с другими людьми…
- Определить топику* сознания нелегко: хотя в «Наброске»…